Результаты надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления
В рамках надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления прокуратурой района на постоянной основе проверяются проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты (далее НПА) органов местного самоуправления муниципального района и поселений.
Прокуратурой района обеспечен учет поступивших в прокуратуру района НПА, ведутся журналы поступивших и проверенных проектов НПА, а также принятых НПА. Заключения на НПА с приложением НПА, а также заключения на проекты НПА с их приложением сформированы в отдельные номенклатурные дела. За истекший период 2019 года в органах местного самоуправления (далее - ОМС) было выявлено 230 (АППГ – 339) нарушений федерального законодательства, что составляет 39% (АППГ – 49%) от всех выявленных нарушений (всего прокуратурой района выявлено 585 (нарушений).
По выявленным нарушениям прокуратурой всего внесено 146 (АППГ-145) актов реагирования, из них: представлений – 69 (АППГ – 79), по которым 58 (АППГ – 84) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокурора - должностные лица органов местного самоуправления 10 лиц привлечены к административной ответственности, кроме этого, принесено 70 протестов (АППГ – 80) на незаконные правовые акты и в суд направлено 7 исков (АППГ- 14).
Нерегулируемых правоотношений в муниципальных образования Княгининского района не имеется.
В 2019 году в прокуратуру района поступило 905 (АППГ – 838) проектов нормативно правовых актов органов местного самоуправления, из них 152 (АППГ – 249) проект представительных органов власти, 753 (АППГ – 589) проекта исполнительных органов власти. Все проекты нормативно - правовых актов органов местного самоуправления изучены на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства с составлением соответствующих заключений.
Из них, 675– о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; из них 59 - в сфере ЖКХ, 48– о государственной и муниципальной собственности; 72 – о государственной и муниципальной службе, 82 – о бюджете; природоохранного – 11, налогового – 5, 12 – о социальных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности.
В качестве типичных примеров можно привести допускаемые органами местного самоуправления нарушения, связанные с запоздалым урегулированием сложившихся правоотношений на уровне района и применением в связи с этим региональной законодательной базы.
Полагаю, что основными причинами выявляемых в НПА нарушений федерального законодательства либо несоответствий федеральному законодательству является отсутствие в органах местного самоуправления поселений района должностей юристов, разработка и принятие НПА осуществляется должностными лица ОМС без юридического сопровождения.
При этом, подавляющее количество принятых НПА самостоятельно не разрабатываются, а заимствуются или в ОМС других муниципальных образований района, или в ОМС муниципальных образований других районов.
На поднадзорной территории Княгининского муниципального района находятся 6 муниципальных образований, из них 5 поселений и 1 муниципальный район.
Правом нормотворческой инициативы прокурор наделен всеми представительными органами местного самоуправления - 5 поселениями и 1 муниципальным районом.
В отчетном периоде органами местного самоуправления принято 905 нормативно правовых актов, которые своевременно изучены.
В течение отчетного периода в органы МСО внесено 51 предложение (представление), в том числе в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требующие разработать и принять правовые акты.
Так, Федеральным законом от 27.12.2018 № 556-ФЗ внесены изменения в статью 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточнено понятие территориального общественного самоуправления, которое дополнено указанием на возможность его осуществления в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории).
Часть 5 ст. 27 дополнена указанием на то, что территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района. Закон вступил в силу 08 января 2019 года.
Предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты исходя и с учётом указанных выше изменений.
Кроме этого, прокуратурой Княгининского района проведена проверка деятельности органа местного самоуправления города Княгинино Княгининского муниципального района Нижегородской области по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством.
В рамках проверки прокуратурой Княгининского района проанализирована работа органов местного самоуправления Княгининского района на предмет своевременного приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством и выполнения мероприятий по противодействию коррупции.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за последние 2 года внесены многочисленные изменения, которые затронули полномочия органов местного самоуправления, в том числе в осуществлении деятельности по противодействию коррупции.
Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнены вопросы местного значения поселений по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 30.10.2018 № 387-Ф3 «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 28 Федерального закона № 131-Ф3, согласно которым в круг субъектов инициативы проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения включен глава местной администрации, осуществляющий полномочия на основе контракта. Также предусмотрено, что публичные слушания, проводимые по инициативе главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, назначаются главой муниципального образования.
Этим же законом внесены изменения в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами;
В ходе проверки установлено, что Устав муниципального образования города Княгинино Княгининского муниципального района принят решением городской Думы города Княгинино 27.09.2017 № 32.
При этом, в октябре 2017 года и в апреле 2018 года прокуратурой района приносились протесты на Уставы с требованием внесения изменений в Устав в установленные Законом сроки, а в октябре 2018 года прокурором района направлялась информация в порядке ст. 9 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» о необходимости проведения работы по обеспечению законности муниципальных правовых актов – Уставов МО исходя и с учётом указанных в информации изменений, внесённых в действующее законодательство.
Однако, до настоящего времени необходимые изменения в Устав города Княгинино Княгининского района Нижегородской области не внесены.
Длительное не приведение основного нормативно-правового акта органа местного самоуправления – Устава города Княгинино Княгининского района Нижегородской области, в соответствие с действующим законодательством, является существенным нарушением закона, затрагивающими интересы общества и государства и противоречит основным принципам противодействии коррупции, установленным ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека, гражданина, а также законность, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В связи с чем прокурором района в Городскую думу и сельские Советы поселений внесены представления (всего 5).
В истекшем периоде 2019 года 15 предложений внесены в план нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Так, прокуратурой Княгининского района во исполнение требований приказов Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 года N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", от 24 ноября 2008 года N 243 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления", предлагает дополнить план нормотворческой деятельности представительных органов Княгининского района на 2019 год вопросом принятия решения: Об утверждении Перечня муниципального сельсовета (городской Думы) Княгининского района Нижегородской области, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; Об утверждении Положения о ведении Перечня муниципального имущества сельского Совета и городской Думы Княгининского района Нижегородской области; Об утверждении решения о назначении выборов депутатов сельского Совета и городской Думы Княгининского района Нижегородской области.
На проекты НПА принесено 5 отрицательных заключений, которые рассмотрены и удовлетворены, в нормативно правовые акты внесены изменения.