Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2016 г

Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2016 г.

 1.Дошкольное образование. На территории Княгининского района  проживают 760 детей в возрасте от 0  до 7 лет, из них 515 детей от 1 года до 7 лет посещают образовательные организации, в том числе 371 ребёнок  в возрасте от 3 до 7 лет.

При этом количество детских садов сокращается (6 юридических лиц и 6 филиалов). Это связано, прежде всего, с реорганизацией дошкольных учреждений.

Охват детей в районе в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием составляет  77,0 %,  детей  от 3  до 7 лет – 95% (показатель  выше среднеобластного – 78%).

 В районе  внедрена и активно используется система электронной очереди (учёта) детей, претендующих на получение места в дошкольной образовательной организации. По данным электронной очереди  получения места в ДОО ожидают 152 детей, из них 6 детей  в возрасте от 3 до 7 лет (по семейным причинам временно не хотят посещать дошкольные учреждения).

 Ведётся ежемесячный мониторинг состояния очерёдности в ДОО. В настоящее время в районе нет так называемой «живой» очереди, но чтобы и в дальнейшем  сохранить 100-процентную  доступность дошкольного образования необходимо проводить работу по увеличению наполняемости групп в соответствии с действующим законодательством, улучшая материально-техническое оснащение групповых помещений.

 Возможностью получения в электронном виде услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (электронной очередью) население района пользуется с 1 января 2014года, у нас в районе этой возможностью воспользовался 2 человека.

 Параллельно с задачей увеличения количества мест для детей в организациях дошкольного образования решается и не менее важная задача совершенствования его качества. Особую актуальность проблема повышения качества дошкольного образования приобрела в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования.

 Для создания условий, соответствующих задачам реорганизации новых федеральных государственных стандартов в сфере образования, в районе проведена и проводится работа по повышению квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных организаций. В 2015 – 16 учебном году курсовую подготовку прошли 10 педагогов дошкольных образовательных организаций. Курсовая подготовка педагогов и руководителей ДОУ продолжается по графику НИРО. В рамках перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе НИРО прошла обучение тьюторская группа, в состав которой вошли руководитель образовательной организации, учитель начальных классов, социальный педагог и методист.

Таким образом, основной целью развития системы дошкольного  образования Княгининского района в 2015г. является повышение его доступности и создание равных возможностей для получения детьми качественного дошкольного образования вне зависимости от материального положения семьи, социального статуса родителей, места проживания.

 2. Переход на новые ФГОС. В соответствии с «Дорожной картой» общеобразовательные учреждения района завершили переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения его введения.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введен в 100%  1-4 классов в трех общеобразовательных организациях Княгининского района.

 В школах на необходимом уровне оборудовано 24 кабинета, уроки организованы только в первую смену.

 Особое внимание уделяется кадровому обеспечению реализации ФГОС. Курсовую подготовку прошли 100 % учителей, работающих в классах по ФГОС.

В 2016 году обучающиеся 4-х классов нашего района приняли участие в апробации всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру и, надо сказать, справились весьма успешно: по русскому языку 88% учащихся выполнили работу на «хорошо» и «отлично», по математике – 85%, по окружающему миру – 91%.

Областное мониторинговое исследование уровня достижений учащихся 4- классов по русскому языку и литературному чтению также показало неплохие результаты: из 25 четвероклассников Княгининской школы № 1 один учащийся показал высокий уровень подготовки, 7  - повышенный, 8 – базовый, 7 – пониженный. Несколько хуже результаты исследования уровня читательской грамотности у обучающихся Возрожденской СШ и Озерской ОШ: из 15 участников мониторинга повышенный уровень подготовки показали 2 ученика, базовый – 9, пониженный – 3.

 Менее успешно прошло областное мониторинговое исследование уровня достижений учащихся 5 – 8 классов по математике, в котором приняли участие обучающиеся Княгининской школы № 2 и Озерской основной школы: из 116 участников исследования выполнили работу на «4» и «5» 39 человек (34%) , на «2» - 37 (32%).

 С 1 сентября 2016 года шесть шестых пятых классов всех общеобразовательных организаций Княгининского района, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего образования, приступили к обучению по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

 В образовательных организациях разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования, нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО, определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе. К новому 2016 – 2017 учебному году для учащихся оборудовано 59 кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

 3. Общественное наблюдение за системой образования, итоговая аттестация. Ежегодно все большую значимость для системы образования, повышения эффективности общественного контроля в сфере общего образования, обеспечения его открытости и прозрачности приобретают различные формы общественного наблюдения. Объектами общественного наблюдения являются процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена; лицензирование образовательных учреждений, деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий, процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся муниципальных образовательных учреждений. В этих процедурах принимают участие представители органов самоуправления образовательных организаций, профессиональной, деловой и родительской общественности, представители общественных объединений и организаций.

 Важным звеном оценки качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников.

 Организационно процедура проведения итоговой аттестации изменилась незначительно. Как и в 2015 году, при допуске в ППЭ использовались металлодетекторы, в аудиториях, где выпускники 11 классов сдавали ЕГЭ видеонаблюдение работало в режиме онлайн-трансляции.

Наиболее существенные изменения порядка проведения государственной итоговой аттестации, произошедшие в 2016 году, коснулись выпускников 9 классов.  В первую очередь, у них увеличилось число обязательных экзаменов с двух до четырех. Как и прежде, учащиеся в обязательном порядке сдавали русский язык и математику, кроме того, им необходимо было выбрать еще два предмета для сдачи в ходе ГИА

 К итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 28 выпускников 11 классов (100%). Экзамены по русскому языку и математике (базовый уровень) успешно сдали все выпускники, освоившие образовательные программы среднего общего образования – в результате чего все 28 выпускников получили аттестаты о среднем общем образовании. Три выпускника закончили школу с медалями «За особые успехи в учении». Это выпускник Княгининской школы № 1 Родионов Дмитрий, выпускница Княгининской школы № 2 – Павлова Евгения, выпускница Возрожденской школы – Железнова Юлия. Самые высокие результаты ЕГЭ показал Родионов Дмитрий, набравший 91 балл по русскому языку, 82 балла по обществознанию. Следует отметить, что все медалисты 2016 года успешно поступили в высшие учебные заведения. Достойный результат наших медалистов – прямое доказательство того, что школы княгининского района могут давать хорошие знания, наши выпускники – те, кто умеет упорно трудиться, ставить перед собой четкие цели, добывать и закреплять знания не только в течение 45 минут урока, но и во внеурочное время – вполне конкурентоспособны среди выпускников нижегородских школ.

 Если говорить о результатах единого государственного экзамена 2016 года в целом,  можно отметить следующее.  По таким предметам как русский язык, литература, математика, обществознание средний балл по району в текущем году выше результатов 2015 года.  Результаты ЕГЭ по информатике сравнимы с уровнем прошлого года. А вот экзаменационные баллы княгининских выпускников по биологии, истории, физике и географии  ниже значений 2015 года. Кроме того, необходимо отметить, что в 2016 году средние по району результаты по русскому языку, математике базового уровня, истории, обществознанию и географии выше среднеобластных показателей.

При этом очень слабыми являются результаты ЕГЭ по профильной математике – из 23 участников не прошли минимальный порог 4 человека, что составляет 17,4 % (в 2015 году - 27,7%). Еще слабее выглядят результаты работы по информатике, которую сдавали 2 выпускника, при этом один (или 50 % участников) справиться с работой не смог. Кроме того, 2 человека из 21 (9,5%) не смогли выполнить работу  по  обществознанию, из 11 человек, сдававших физику, не преодолел минимальный порог 1 участник (9,1%).  Такие результаты лишили отдельных наших выпускников возможности попробовать свои силы при поступлении в образовательные организации высшего образования.

В рейтинге общеобразовательных учреждений по результатам сдачи ЕГЭ на первом месте по 5 предметам  - МБОУ «Княгининская СОШ №2»,   по 3 предметам – МБОУ «Возрожденская СШ».

 9 класс окончили 90 учащихся.  Все девятиклассники, допущенные к государственной итоговой аттестации, с экзаменами справились, получили аттестаты. 2 выпускника 9 класса получили аттестат об основном общем образовании с отличием.  Результаты экзамена по русскому языку в 9 классах по сравнению с 2015 годом улучшились: средний балл за работу повысился с 26,4 до 28,5, качество выполнения работ улучшилось на 13%. Результаты основного государственного экзамена по математике также выше показателей 2015 года – средний балл повысился с 14,6 до 17,7, средняя оценка – с 3,5 до 3,8. Неплохие результаты показали девятиклассники по биологии, физике. Средняя оценка по этим предметам составила 4 балла. При этом слабые результаты отмечены по иностранному языку, который сдавали две выпускницы, обе выполнили работу на «3». Низкий уровень выполнения работ и по информатике. 8 из 10 участников получили за экзаменационную работу оценку «3», еще два человека – оценку «4».

В целом результаты государственной итоговой аттестации девятиклассников следует признать удовлетворительными.  Но в тоже время среди других районов Нижегородской области наш район выглядит слабо. Средний бал экзаменационной работы по математике – 17,7  -  ставит Княгининский район в рейтинге пятидесяти двух районов и городских округов области на 45 место.  По русскому языку район находится на 29 месте. При этом по обязательным предметам средний экзаменационный балл по району ниже среднеобластных показателей.

Для обеспечения максимальной прозрачности и открытости проведения ОГЭ и ЕГЭ,  усиления контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов большое внимание уделяется роли общественного наблюдения. Благодаря общественным наблюдателям повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В 2016 году в период проведения государственной итоговой аттестации общественное наблюдение осуществляли 11 общественных наблюдателей, в качестве которых на экзаменах работали студенты Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, работники культуры и спорта, представители общественности. В ходе общественного наблюдения нарушений процедуры проведения экзаменов в нашем районе не выявлено.

 4. Поддержка талантливой молодежи. Дополнительное образование.

 Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.

 Всего в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2016 г. приняли участие 166 обучающихся.

Четыре работы учащихся районными предметными комиссиями были рекомендованы к участию в заочном туре регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. По итогам заочного тура ученица 10-го класса Княгининской СШ №1 Матвеева Алена стала участницей очного тура регионального этапа ВсОШ по праву (учитель Вавилова Светлана Николаевна).

  Впервые обучающиеся школ района приняли участие в межрайонной научно-практической конференции в г. Сергач. Результаты впечатляющие: из 14 участников 6 победителей и 5 призеров.

 На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

 Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.

 В текущем году была организована работа 66 кружков, занятость детей в них составила 773 человек или 75 %. В том числе по линии Дома детского творчества 24 объединения с охватом детей в количестве 360 человека. Но по-прежнему одной из главных задач остается увеличение охвата дополнительным образованием обучающихся в возрасте 14 лет и старше.

 Выявление, развитие и поддержка одаренных детей осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. Хочется отметить конкурсы, в которых наши обучающиеся заняли 1 место:

- Быков Павел (д/с «Светлячок») вышел в финал и занял 1 место (рук. Коротова Алла Витальевна);

- 1 место в областном конкурсе «Экологическая мозаика» заняла ученица Возрожденской школы Капанова Юлия (рук. Волкова Наталья Викторовна);

- обучающийся этой же школы Хайретдинов Тимур стал победителем областного конкурса «Увлекательная экология» (рук. Волкова Наталья Викторовна);

        - Дашаева Дарья, воспитанница Княгининского Дома детского творчества, – призер областного конкурса «Я рисую мир» (рук. Тюльнева И.С.);

      - Кудрявцев Сергей – призер областного конкурса проектно-исследовательских работ «От истоков до наших дней» (рук. Смирнов Евгений Николаевич);

       - участники  ансамбля  народного танца  Дома детского творчества (рук. Данилова Т.М.) стали дипломантами областного конкурса хореографических коллективов «Волшебный каблучок»;

       Всего в   областных конкурсах, фотоконкурсах,  соревнованиях   приняли  участие более 100 обучающихся.

 Работа по выявлению и развитию талантливых детей в районе, несомненно, ведется и имеет положительный результат, однако до сих пор трудно назвать эту работу системной и достаточно обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами.

 5. Социализация детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни.

Физическая культура - существенная часть целостной системы образования. Сегодня школьная физкультура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни.

 С открытием в Княгинино физкультурно-оздоровительного комплекса «Молодежный» у обучающихся возрос интерес к занятиям физкультурой и спортом. Высокий уровень соревнований, проводимых на базе ФОКа, расширение круга спортивных секций и кружков - всё это является фактором формирования здоровьесозидающего пространства и здоровьесберегающей социализации школьников.

 Местом проведения районных спортивных соревнований становятся как стены Княгининских средних школ № 1 и № 2, так и спортивные площадки ФОКа.

  В школах имеются 18 спортивных сооружений, в том числе 8 плоскостных спортивных сооружений, 6 спортивных залов, 3 лыжные базы, 1 тренажерный зал. 490 ребенка в 2016 году занимались в спортивных кружках, организованных на базе общеобразовательных организаций.

 Следует отметить, что ФГОС второго поколения, на которые сегодня ориентирована современная школа, в большей степени направляет на социализацию ребенка и его взаимодействие с социумом. Школа и социум в условиях модернизации образования должны не выделяться и обосабливаться, а стать единой средой обитания для ребенка.

 6. Обучение детей с ОВЗ. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

 Решая задачу создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, образовательные организации района принимают необходимые меры для предоставления качественного, доступного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации, эффективной самореализации. Акцент делается на индивидуальном подходе к каждому такому ребенку, независимо от того, где он обучается в обычном классе, специальном (коррекционном) или на дому. 

Всего в 2015-2016 учебном году дошкольные образовательные организации посещали 3 ребенка-инвалида.

В школах района обучались:

- 51 ребенок с ограниченными возможностями здоровья,

- 30 детей-инвалидов.

95% учащихся данных категорий получали образовательные услуги в базовых городских школах. В специальных (коррекционных) классах VIII вида  обучалось 35 человек, из них 20 человек – дети-инвалиды.

16 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались по индивидуальным учебным планам в общеобразовательных классах. Девять детей-инвалидов, не имеющих возможность по состоянию здоровья посещать образовательные организации, обучались на дому. Из них 3 человека дополнительно получали дистанционно образование в Ресурсном центре обучения детей-инвалидов Нижегородской области.

Дети с ОВЗ, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, активно привлекаются к участию в культурной и спортивной жизни школ, они  участвуют в различных массовых мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками.

        С целью повышения качества предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, в рамках  реализации программы "Доступная среда" в 2016 году в Княгининской средней школе № 2 оборудована сенсорная комната, которая необходима для комплексного воздействия на органы чувств детей, снятия мышечного и психологического напряжения ребенка. В комнате имеется сухой бассейн с подсветкой, сухой разноцветный душ, проектор,  различное оборудование для тактильных занятий. В помещении проведен косметический ремонт.

  Перед системой образования района ставится задача как можно более раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья с целью правильного определения образовательного маршрута, ранней педагогической поддержки детей и их родителей. Не случайно на протяжении двух последних лет образовательные организации района направляют на психолого-медико-педагогическое обследование не только школьников, но и воспитанников детских садов (в 2015 году – на ПМПК было направлено 3 воспитанника ДОУ, в 2016 году – 3 воспитанника).

 7. Опека и попечительство. Управление образования исполняет отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Приоритетным направлением деятельности является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жизнедеятельности.

 Княгининская земля богата неравнодушными людьми, умеющими чувствовать чужую боль, готовыми поделиться своим теплом, любовью, проявить заботу о детях, оставшихся без родителей. Княгининский район был одним из первых, внедряющих такую форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, то есть  опека (попечительство) на возмездной основе. В данном случае в качестве меры социальной поддержки приемной семье предусмотрены выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячного пособия на опекаемого ребенка, денежного вознаграждения приемному родителю, возмещение услуг ЖКХ за долю ребенка, ряд других льгот. Размер выплат зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья.

В Княгининском районе количество замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  ежегодно увеличивается: в 2014 году было 73 семьи, в 2015 – 77, в 2016 году – 80 семей.

 В 2014 году в замещающих семьях проживали - 134 ребенок, в 2015 году – 137, в 2016 г. – 146 детей.

  Всего на  территории  района в настоящее время проживает 146 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей  проживает в семьях граждан в разных формах семейного устройства, в том числе: усыновлено – 17 детей, находится под опекой родственников  – 15 детей. 

  Ежегодно в районе для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального и областного бюджетов приобретается 1-2 благоустроенные квартиры.

 8. Работа с кадрами. Качество образования наших учащихся во многом зависит от того, какие кадры работают в наших учреждениях.

 Создание условий для наращивания кадрового педагогического потенциала образовательных организаций, повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников является основной целью управления аттестационным процессом в  системе образования  района.  

 Хороший процент аттестованных по общеобразовательным организациям - 91,8%, организации дополнительного образования (Дом детского творчества)- 100%; однако по учреждениям дошкольного образования наблюдается резкий спад количества аттестованных с 80,9% до 69,4%, что напрямую связано с оптимизацией системы дошкольного образования нашего района. В целом по количеству аттестованных лидирует МБОУ «Княгининская СШ №1» (94,8%), МБДОУ детский сад №8 «Калинушка».

 В 2015 году прошли аттестацию 49 педагогических работника, квалификационные категории установлены 40 педагогам, из них  пятерым- высшая. Это   Калашникова Наталья Владимировна, учитель  русского языка и литературы  МБОУ «Княгининская СОШ №2», Савин Михаил Юрьевич, учитель математики МБОУ «Княгининская СОШ №2»,  Королькова Валентина Сергеевна и Савина Мария Ивановна, учителя математики МБОУ «Возрожденская СШ»,  Каменская Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Светлячок». Первую  квалификационную категорию получили – 35  педагогов, прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности - 9 человек.

 По данным мониторинга, доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, от общего числа аттестованных педагогических работников  по району  составляет 12,5%,  это несколько выше, чем в прошлом году (10,6%), но значительно ниже, чем  по области  - 19,3%. Задача  вывода педагогов на более высокий профессиональный уровень - должна стать приоритетной для каждой образовательной организации. При этом все участники образовательного процесса должны четко понимать, что  аттестация педагогических работников является важной составляющей образовательного процесса, а понимание педагогами ее смысла и задач определяет достижение качества образования, а значит, и общих результатов деятельности. Умение управлять качеством аттестации - фактор развития системы образования.

 Приоритетной задачей кадрового обеспечения образовательных организаций района является привлечение молодых специалистов в систему образования. В рамках областных целевых программ «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы, «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы» в образовательные организации района с 2006 г. пришли 9 молодых специалистов. Но этого явно недостаточно. С соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в сфере образования Княгининского района Нижегородской области» доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в 2018 году должна составить 17,5 %. В 2014 году  этот показатель составил 10,6 %. В 2016 году – 14%. Это одно из самых низких значений в области. Среднеобластной показатель в 2015 году составил 21,9 % (к 2018 году этот показатель должен увеличиться до 24 %).  Привлечение молодых специалистов в образовательные организации района (особенно в сельской местности) задача непростая, но решать ее нужно. Она остается приоритетной задачей кадровой политики в системе образования района  в 2015-2018 годах.