Администрация Княгининского района
Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11.09.2006 г. № 365
Об утверждении Положения о
муниципальной пожарной охране
Княгининского района
В целях обеспечения пожарной безопасности на территории района на основании Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной пожарной охране Княгининского района.
2. Рекомендовать главам сельских администраций, руководителям созданных подразделений муниципальной пожарной охраны привести деятельность указанных подразделений в соответствие с Положением о муниципальной пожарной охране Княгининского района.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района Дашаева В.А.
Глава местного самоуправления района |
А.Н.Ерофеев |
|
УТВЕРЖДЕНОпостановлением главы местного самоуправления Княгининского района Нижегородской области от 11.09.2006 №365 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной пожарной охране Княгининского района.
1. Общие вопросы.
1. В данном положении используются следующие понятия:
- Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушение и проведение возложенных на них аварийно-спасательных работ.
- Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению и доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
- Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
- Тушение пожаров – это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
- Обеспечение пожарной безопасности – комплекс мер правового, социального, экономического и научно-технического характера, направленных на предотвращение и тушение пожаров.
- Муниципальная пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органами местного самоуправления подразделений, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных и неотложных работ.
1.1 Настоящее положение определяет и устанавливает основу организации, финансирования, содержания и комплектования муниципальной пожарной охраны (далее - МПО), на территории Княгининского района (далее – район), организацию круглосуточного дежурства, управления и взаимодействия с государственной противопожарной службой, в которую входит противопожарная служба Нижегородской области, другими подразделениями (ведомственная и частная пожарная охрана) и службами жизнеобеспечения.
1.2. Положение о муниципальной пожарной охране разработано на основании Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.08.1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», в целях обеспечения пожарной безопасности на территории района.
1.3. Положение является основным нормативным документом определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации подразделений МПО, и определяет их задачи, функции и права.
1.4. Положение обязательно для выполнения во всех подразделениях МПО, осуществляющих свою деятельность в области пожарной безопасности.
1.5. В своей практической деятельности работники муниципальной пожарной охраны руководствуются настоящим Положением, трудовым законодательством Российской Федерации, решениями и распоряжениями должностных лиц местного самоуправления, указаниями государственной противопожарной службы по вопросам организации и деятельности пожарной охраны.
1.6. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
1.7. В систему муниципальной пожарной охраны входят:
- подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в сельских поселениях находящихся на территории района;
- объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения аварийно-спасательных работ в муниципальных организациях.
1.8. Дислокация МПО на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ по методике, утвержденной в установленном порядке или определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городах в течение 7-15 минут, а в сельской местности 15-25 минут. Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. в городе и 12 км. в сельской местности.
1.9. Положение может перерабатываться и дополнятся с целью его совершенствования при изменении нормативных актов, с учетом приобретенного практического опыта в установленном порядке.
2. Основные задачи и функции муниципальной пожарной охраны муниципальных образований.
2.1 Организация и осуществление профилактики пожаров в городском и сельских поселениях района, а также в муниципальных организациях на территории района, в том числе осуществление первичных мер пожарной безопасности.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:
- муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;
- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории, в том числе организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных пожаров, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
- разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание муниципальной и добровольной пожарной охраны;
- создание, реорганизация и ликвидация подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за ее деятельностью;
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;
- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований, согласованных с государственной противопожарной службой;
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности, агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;
- осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;
- осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей;
- организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в границах городских и сельских поселений района, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработка и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров;
- организация взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров в межселенных территориях;
- утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны;
- установление формы одежды и знаков различия для работников муниципальной пожарной охраны;
- размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;
- организация муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности.
Осуществление первичных мер пожарной безопасности и привлечение населения к их проведению может осуществляться в порядке, установленном органами местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.
- спасение людей и имущества при пожарах в городском и сельских поселениях на территории района;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями МПО в городском и сельских поселениях района, в том числе в муниципальных организациях;
- участие в тушении пожаров на объектах в городских и сельских поселениях других муниципальных образований в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Нижегородской области и Княгининского района.
2.2. Объем и полномочия МПО по организации и осуществлению профилактики пожаров в городском и сельских поселениях определяются органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.
2.3. Основными функциями МПО являются:
- осуществление совместно с заинтересованными организациями подготовку проектов муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности;
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений района, а также на межселенной территории;
- организация обучения населения и работников муниципальных предприятий мерам пожарной безопасности, агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;
- осуществление иных мероприятий по профилактике пожаров в соответствии с муниципальными правовыми актами;
- разработка и согласование программы обучения населения мерам пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, осуществления контроля за качеством подготовки;
- обеспечение реализации мер пожарной безопасности на объектах, являющихся муниципальной собственностью, в том числе посредством организации и проведения тендеров на выполнение работ и оказания услуг лицензиатами в области пожарной безопасности.
- организация взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров в межселенных территориях;
3. Назначение и организация деятельности муниципальной пожарной охраны
3.1. Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования, спасения людей и имущества от пожаров (не менее одной единицы работника муниципальной пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 900 жителей).
3.2. Муниципальная пожарная охрана создается в муниципальных образованиях, в т.ч. на базе ранее существовавших добровольных пожарных дружин (пожарно-сторожевой охраны добровольно-пожарной дружины -ПСО ДПД) сельскохозяйственных кооперативных предприятий, товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.п. при наличии: пожарного депо или отделенного от других помещений гаражного бокса, исправной пожарной техники, оборудования, бытовых помещений, необходимых для круглосуточного несения службы работниками МПО, телефонной связи.
3.3. Перечень населенных пунктов, в которых создается МПО, согласовывается с Комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и разрабатывается органом местного самоуправления района.
3.4. МПО создается органами местного самоуправления, которому предоставляется право заключения коллективного договора, его должностное лицо несет ответственность за организацию и выполнение возложенных задач.
3.5. В наиболее пожароопасные периоды должностное лицо муниципального образования по решению собрания граждан привлекает трудоспособное население не моложе 18 лет для поочередного дежурства при пожарном депо.
3.6. Для подразделения, с учетом положения о нем, разрабатываются и утверждаются следующие документы:
- должностные инструкции;
- график дежурства;
- схемы, планы расположения на обслуживаемой территории муниципального образования предприятий, общественных и жилых зданий, а также водоисточников и дорог;
- графики проведения проверок выполнения требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности, а также обучение населения мерам пожарной безопасности;
- перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;
- расписание занятий по профессиональной подготовке должностных лиц подразделения;
- документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров, взаимодействия с заинтересованными службами и другими подразделениями пожарной охраны.
Перечисленные и иные документы, регламентирующие организацию деятельности подразделения МПО, разрабатываются применительно к нормативным актам государственной противопожарной службы.
4. Состав подразделений. Обязанности и права работников муниципальной пожарной охраны
4.1. Численность муниципальной пожарной охраны определяется в соответствии с настоящим положением, с учетом 4-х сменного дежурства работниками, необходимости его подмены на период отпусков и болезни.
4.2. График сменности работы МПО устанавливается 24-часовой с утверждением руководителем подразделения.
4.3. В период отпусков, болезни и т.п. водителей и пожарных, их подмену осуществляет подменный водитель и пожарный.
4.4. Начальник МПО муниципальных образований назначается должностным лицом муниципального образования из числа наиболее подготовленных лиц и согласовывается с руководителем подразделения государственной противопожарной службы находящимся на территории района.
4.5. В обязанности начальника МПО входят:
- организация и проведение работы по проверке противопожарного состояния жилых домов в муниципальном поселении (поселениях), выявление недостатков и внесение предложений домовладельцам (квартиросъемщикам) по их устранению;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном поселении (поселениях);
- тушение пожаров в муниципальном поселении (поселениях) в соответствии с планом привлечения сил и средств, утвержденным должностным лицом органа местного самоуправления района;
- ремонт, обслуживание пожарной техники и оборудования, содержание их в постоянной готовности;
- проведение с работниками МПО и привлекаемыми на дежурство гражданами занятий по изучению правил пожарной безопасности, имеющегося противопожарного инвентаря и оборудования пожарной техники, а также отработка приемам и методам тушения пожаров.
4.6. Начальник МПО является непосредственным начальником работников, в своей практической деятельности подчиняется должностному лицу органа местного самоуправления, в оперативном отношении в вопросах организации пожаротушения – руководителю подразделения ГПС, находящегося на территории района.
4.7. Начальник МПО является материально ответственным лицом.
4.8. Работники МПО обязаны незамедлительно сообщать в подразделение ГПС находящегося на территории района о всех случаях поступившей информации о пожарах и загораниях, выезде на них, а также о выходе из строя пожарной техники.
4.9. Работники МПО, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором, умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушению пожаров, вреда здоровью спасаемых граждан, нанесение ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.10. Использование штатных работников, пожарной техники и оборудования для выполнения работ не связанных с исполнением трудовых обязанностей не допускается.
4.11. Начальник МПО имеет право:
- вносить предложения должному лицу муниципального образования, руководителям организаций по улучшению противопожарного состояния населенного пункта, содержание в исправном состоянии источников водоснабжения, проездов, подъездов, освещения улиц, сигналов оповещения населения, телефонной связи;
- проверять в установленном порядке несение дежурства работниками;
- требовать от работников МПО выполнения должностных обязанностей;
- отстранять от несения дежурства работников за нарушения дисциплины и правил техники безопасности.
5. Комплектование подразделений муниципальной пожарной охраны
5.1. В МПО принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе пожарными (спасателями) и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. Прием на работу лиц 60 лет и старше не производится.
5.2. К непосредственному исполнению обязанностей в МПО допускаются лица не моложе 18 лет.
5.3. Порядок страхования работников МПО регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
5.4. Трудовой договор на работу в МПО регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.
5.5. Рабочее время и время отдыха работников подразделений МПО определяется в соответствии с трудовым законодательством. Продолжительность рабочего времени работников МПО устанавливается из расчета 40 часов в неделю. В указанную норму входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу и смену дежурства.
5.7. Для работников МПО режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком и отражается в трудовом договоре.
5.8. Работникам МПО представляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
5.9. Увольнение, пенсионное обеспечение осуществляется согласно действующему законодательству.
6. Форменная и специальная одежда.
6.1. Работники МПО при исполнении трудовых обязанностей должны носит установленную форменную одежду (для несения дежурства) и знаки различия.
6.2. Форменная одежда выдается указанным работникам в бесплатное пользование на срок носки, по истечению которого форменная одежда переходит в собственность работника.
6.3. В случае повреждения или утраты форменной одежды работниками МПО при исполнении служебных обязанностей по не зависящим от них причинам (ликвидации аварий, пожара и др.) взамен выдаются новые предметы форменной одежды, при этом срок носки исчисляется со дня их выдачи.
6.4. Лица, уволенные из МПО независимо от причин увольнения, теряют право на получение форменной одежды, не выданной во время работы.
6.5. Специальная одежда (для тушения пожара и проведения АСР) должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам МПО в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении трудовых обязанностей.
6.6. По истечении срока носки предметы специальной одежды сдаются на склад, взамен их выдаются новые. Предметы спец.одежды с истекшими сроками носки, но годные к носке могут использоваться подразделением МПО в качестве подменного фонда.
6.7. При выдаче форменной и специальной одежды рекомендуется руководствоваться:
- приказ МВД РФ от 12.08.1995г. №311 «О мерах по реализации постановлений Правительства РФ от 17.07.1995г. №720»;
- приказ МЧС РФ от 19.07.2002г. №354 «Об утверждении временных норм снабжения специальной одеждой и снаряжением личного состава государственной противопожарной службы МЧС России»;
- приказ МЧС РФ от 21.04.2003г. №202 «Об утверждении временных норм снабжения отдельными предметами вещевого имущества личного состава системы МЧС России».
7. Пожарная техника и аварийно-спасательный инструмент.
7.1. Для выполнения функций по спасению людей и тушению пожаров МПО в обязательном порядке оснащается пожарной техникой и оборудованием, аварийно-спасательным инструментом, средствами связи, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
7.2. Количество и тип пожарных автомобилей определяется по согласованию с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
7.3. При проведении аварийно-спасательных работ использовать сертифицированный аварийно-спасательный инструмент.
8. Финансирование и материально-техническое обеспечение муниципальной пожарной охраны.
8.1. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
8.2. Финансирование деятельности подразделений МПО в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» осуществляется органом местного самоуправления целевым назначением с указанием отдельной строкой в муниципальном бюджете.
________________________