Итоговый отчет
управления образования администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области
о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования
за 2021 год
I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
1. Вводная часть
1.1. Общая социально- экономическая характеристика района
Княгининский муниципальный район по уровню социально-экономического развития территорий находится на 21 месте среди районов области. При этом, по индикаторам уровня жизни на 7 месте, по индикаторам, характеризующим наращивание налогового потенциала, на 29.
В группе территорий с численностью населения менее 12 тыс. чел. Княгининский муниципальный район занимает 2 место. По индикаторам уровня жизни – 1, по индикаторам, характеризующим наращивание налогового потенциала, – 5.
На территории Княгининского муниципального района проживает 11107 человек, в том числе в городе Княгинино -6563 постоянного населения. В структуре постоянного населения района основную долю занимают граждане трудоспособного возраста 54,03%, моложе трудоспособного возраста 16,82%, старше трудоспособного возраста - 29,15 %.
За январь-июнь 2021 года наибольший объем расходов бюджета муниципального района приходился на финансирование образования – 109,9 млн. руб. или 35,2 % от всех расходов бюджета. Всего за январь-июнь 2021 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций составил 291,37 млн. руб., что в 3 раза больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Распределение инвестиций по видам деятельности
(млн.руб.)
По чистым видам экономической деятельности |
январь-июнь 2021 |
Уд.вес, % |
Сельское хозяйство |
103,9 |
35,7 |
Обрабатывающие производства |
89,1 |
30,5 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
15,2 |
5,2 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
2,5 |
0,86 |
Деятельность в области культуры, спорта |
67,5 |
23,17 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
11,8 |
4,1 |
Образование |
0,97 |
0,33 |
Прочее |
0,4 |
0,14 |
Всего |
291,37 |
100,0 |
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на конец июня 2021 г. составил 0,68 %.
1.1. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
Структура системы образования Княгининского муниципального района представлена:
4 общеобразовательными организациями, в том числе -1 филиалом, 13 дошкольными образовательными организациями, в том числе 6 филиалами, 1 учреждением дополнительного образования.
2. Дошкольное образование
На 01.01.2022 года на территории Княгининского муниципального района функционируют 12 образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, с нормативной заполняемостью 625 человек. Все дошкольные учреждения имеют лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в 2021 году, составило 415 детей, что на 37 детей меньше по сравнению с отчетным периодом 2020 года. За последние три года количество детей дошкольного возраста уменьшилось на 78 детей (2019г.- 492 чел., 2020г.–452 чел. , 2021г.- 415 чел.). Численность воспитанников, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования сократилась до 1 ребенка, МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» осуществляет совместное образование здоровых детей в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и адаптированной для детей с ОВЗ. Функционируют 29 групп общеразвивающей направленности. Структура групп остается стабильной.
Табл. 1
Контингент обучающихся дошкольных образовательных учреждений
Параметры |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Число учреждений, реализующих программу дошкольного образования: |
6 |
6 |
6 |
6 |
- город |
4 |
4 |
4 |
4 |
- село |
2 |
2 |
2 |
2 |
Число мест в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования: |
591 |
625 |
625 |
625 |
- город |
421 |
421 |
421 |
466 |
- село |
170 |
170 |
170 |
159 |
Численность обучающихся: |
532 |
483 |
452 |
415 |
- город |
420 |
392 |
364 |
339 |
- село |
112 |
91 |
88 |
76 |
Количество неорганизованных детей от 1 до 7 лет- 312 чел.
В системе «Е-услуги.Образование» в актуальной очереди зарегистрировано 80 детей на получение мест в дошкольные образовательные учреждения, фактическая очередность в детские дошкольные учреждения отсутствует, муниципальная услуга предоставляется всем желающим. Предоставление муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, в электронном виде через портал Госуслуг становится более востребованным. За 2021 год зарегистрировано 26 заявлений, что на 17 больше по сравнению с 2020 годом.
Табл. 2
Численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения на 01.01.2022
|
Возраст |
|||||
от 0 до 1 года |
с 1 до 2 лет |
с 2 до 3 лет |
с 3 до 5 лет |
с 5 до 7 лет |
Всего |
|
2021 |
42 |
21 |
10 |
7 |
0 |
80 |
По итогам 2021 года зарегистрирован один случай травматизма обучающихся во время образовательного процесса в МБДОУ детский сад № 4 «Улыбка».
Табл. 3
Травматизм в дошкольных образовательных организациях
ДОУ |
2019 |
2020 |
2021 |
1. МДОУ детский сад №1 «Теремок» |
1 |
0 |
0 |
2. МДОУ детский сад №2 «Светлячок» |
0 |
0 |
0 |
3. МДОУ детский сад №3 «Сказка» |
0 |
0 |
0 |
4. МДОУ детский сад №4 «Улыбка» |
0 |
0 |
1 |
5. МДОУ детский сад №11 «Колосок» |
0 |
0 |
0 |
6.МДОУ детский сад №8 «Калинушка» |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
1 |
0 |
1 |
Родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях района в соответствии с постановлением администрации Княгининского муниципального района от 15.07.2021 № 522 в 2021 году установлена в новых размерах и составляет в городской местности - 1262,00 руб., в сельской местности - 1098,00 руб.. и увеличена соответственно на 53 рубля по городу и 46 рублей по селу. По состоянию на 01.01.2022г. 6 детей из числа детей - инвалидов и 3 ребенка, оставшихся без попечения родителей, полностью освобождены от родительской платы.
Табл. 4
Количество детей, освобожденных от родительской платы, в разрезе дошкольных образовательных учреждений
№ |
Дошкольные образовательные учреждения |
Дети, оставшиеся без попечения родителей |
Дети-инвалиды |
1 |
МБДОУ детский сад №1 «Теремок» |
1 |
|
2 |
МБДОУ детский сад №2 «Светлячок |
|
1 |
3 |
МБДОУ детский сад №3 «Сказка» |
1 |
2 |
4 |
МБДОУ детский сад №4 «Улыбка» |
1 |
|
5 |
МБДОУ детский сад №8 «Калинушка» |
1 |
|
6 |
МБДОУ детский сад №11 «Колосок» |
1 |
|
7 |
Филиал МБОУ «Возрожденская СШ» |
1 |
|
|
ИТОГО |
6 |
3 |
В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» на базе МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» продолжена работа пункта консультативной помощи родителям (законным представителям). За оказанием психолого - педагогической, методической и консультативной помощью детям дошкольного возраста за последние три года в пункт обратилось 35 семей (2019г.-18 чел. , 2020г. - 8 чел. , 2021г. - 9 чел.). Продолжила свою работу Школа замещающих родителей, функционирующая на базе МБДОУ детский сад №2 «Светлячок», в 2021 году обращений от граждан на прохождение обучения не поступало.
С целью повышения качества дошкольного образования и в целях совершенствования управления системой образования Нижегородской области МБДОУ детский сад №4 «Улыбка» принял участие в мониторинге качества предоставления дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу по 9 областям качества и 72 показателям. По результатам мониторинга выявлены риски и возможности дошкольного образовательного учреждения, определены направления развития и план основных мероприятий по развитию учреждения на период до 2026 года по всем образовательным областям.
3. Общее образование
Система общего образования Княгининского муниципального района ориентирована на обеспечение доступности получения образования с учетом образовательных потребностей, уровня развития и состояния здоровья и остается стабильной. Всего в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось 1021 учащихся. Количество обучающихся по сравнению с 2020 годом возросло на 17 учащихся (табл. № 5). Изменения в сторону увеличения коснулись всех уровней образования (табл. № 6, № 7).
Табл. №5
Контингент обучающихся за 3 года
|
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 |
Всего учащихся |
1046 |
1021 |
1038 |
Табл. №6
Контингент обучающихся по уровням общего образования за 3 года
Уровень образования |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
Начальное общее |
427 |
430 |
440 |
Основное общее |
512 |
487 |
489 |
Среднее общее |
72 |
62 |
64 |
Количество детей с ОВЗ |
35 |
46= 41(к/к) + 5 (общеобр. кл.) |
54=45+ 9 (общеоб. кл.) |
Табл. № 7
Количество первоклассников в общеобразовательных организациях
|
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
|
|
124 |
109 |
116 |
|
|
||||
Занятия во всех общеобразовательных школах проводятся в одну смену в режиме шестидневной рабочей недели. Для обучающихся 1-4 классов функционируют 16 групп продленного дня с общей наполняемостью 382 учащихся.
В целях реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования школы города осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и с задержкой психического развития (45 учащихся) (табл. 8). 1 ребенок инвалид обучаются в Ресурсном центре дистанционного обучения Нижегородской области с использованием дистанционных образовательных технологий. В текущем году Центральной психолого-медико-педагогической комиссией обследовано 12 детей.
Табл. 8
Показатель |
2018-2019 уч.год |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
|
Всего обучающихся, в т.ч. |
1020 |
1046 |
1021 |
1038 |
общеобразовательные программы |
987 |
1011 |
980 |
993 |
адаптированные образовательные программы, из них |
33 |
35 |
41 |
45 |
обучаются на дому |
6 |
6 |
6 ( в т. ч. 2 с ОВЗ) |
9 ( в т.ч. с 9 ОВЗ) |
На старшей ступени образования реализуется федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, программы профильного обучения: МБОУ «Княгининская СШ №1» - социально- экономический профиль (МБОУ «Княгининская СШ №1», МБОУ «Княгининская СОШ №2») и универсальный профиль (МБОУ «Возрожденская СШ»).
Все 28 выпускников школ получили аттестат о среднем общем образовании, что говорит о действенном контроле руководителей общеобразовательных организаций за комплектованием 10-х классов.
Современным требованиям обучения соответствовали все общеобразовательные учреждения. Во всех школах имеются физкультурные залы, столовые, библиотеки; актовые залы имеются в 3 общеобразовательных организациях. Созданы условия для дистанционного обучения.
В целях обеспечения пожарной безопасности все школы оборудованы АПС, системами оповещения о пожаре с передачей сигнала в пожарную часть. Продолжены работы по соблюдению в общеобразовательных организациях антитеррористической защищенности. Предписания органов государственного надзора в 2021 году отсутствовали.
Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается государственная итоговая аттестация.
Программы основного общего образования освоили 99 обучающихся, в т.ч. аттестат с отличием получили 3 ученика (МБОУ «Княгининская СОШ №2»- 2 чел.), МБОУ «Княгининская СШ №1»- 1 чел.)
Выпускники 11 классов (28 обучающихся) успешно сдали итоговое сочинение и в полном составе были допущены к экзаменам. Рейтинг предметов по выбору выпускников школ района для прохождения единого государственного экзамена показывает явное преобладание обществознания, которое выбрали 65 % выпускников, 53 % сдавали экзамен по математике (профильный уровень), 26% – по биологии, 19% - историю, литературу, химию- 2%.
Все выпускники, сдававшие русский язык, преодолели установленный Рособрнадзором минимум. 100 балльный результат у выпускницы МБОУ «Княгининская СОШ № 2» Гринцовой Карины.
В 2021 году в сравнении с 2020 годом отмечается рост среднего балла по району по русскому языку с 75,6 – в 2020 году до 80,7 – в 2021 году, по физике – с 55 баллов – в 2020 году до 58,5 баллов – в 2021году, существенное изменение по английскому языку с 64 баллов в 2020 г. до 85 баллов в 2021 году.
При этом в сравнении с прошлым годом уменьшился средний балл по математике (профиль) – 60,5 – в 2020 году до 51,9 – в 2021 году, по обществознанию – с 66,1 – в 2020 году до 53,8 в 2021 году, по истории – с 63,4 балла в 2020 году до 62,4 в 2021 году.
В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что в 2021 году средние по району результаты по русскому языку, истории, литературе и английскому языку выше среднеобластных показателей. По остальным предметам результаты ниже среднеобластных результатов (табл. 9).
Табл. 9.
Рейтинг среднего балла по району в разрезе отдельных предметов
Предмет |
2019/20 учебный год |
2020/21 учебный год |
|||
Количество сдававших |
Средний балл по району |
Количество сдававших |
Средний балл по району |
Средний балл Нижегородской области |
|
Русский язык |
36 |
75,6 |
26 |
80,7 |
75,13 |
Математика |
25 |
60,5 |
14 |
51,9 |
56,41 |
Обществознание |
24 |
66,1 |
16 |
53,8 |
58,24 |
Физика |
9 |
55 |
2 |
58,5 |
59,30 |
История |
7 |
63,4 |
5 |
62,4 |
58,57 |
Химия |
0 |
0 |
2 |
32,5 |
60,80 |
Биология |
7 |
61,7 |
7 |
39,7 |
53.50 |
Литература |
1 |
87 |
1 |
77 |
73,86 |
Информатика и ИКТ |
1 |
84 |
3 |
40,6 |
65,28 |
Английский язык |
2 |
64 |
1 |
85 |
72,55 |
В 2021 году обучающимся МБОУ «Княгининская СОШ №2» была подана аппеляция о несогласии с выставленными баллами. Апелляция была отклонена с сохранением выставленных баллов из-за отсутствия технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы.
Программы основного общего образования освоили 99 обучающихся, в т. ч. аттестат с отличием получили 3 ученика (МБОУ «Княгининская СОШ №2»- 2 чел., МБОУ «Княгининская СШ №1»- 1 чел.). Из 99 человек, окончивших 9 классы, - 36 человек продолжили обучение в общеобразовательной школе. Свидетельство об обучении получили 4 выпускника специальных коррекционных классов.
Несовершеннолетних, отчисленных из ОО без получения общего образования, нет.
Детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных организациях, в Княгининском муниципальном районе также нет, что подтверждается статистической отчетностью в сфере общего образования по форме ФСН № 1-НД.
В марте 2021 года обучающиеся 4-8 классов приняли участие во Всероссийских проверочных работах. По итогам проведения ВПР были получены следующие результаты. Приняли участие- 479 обучающихся 4-8 классов из 490, что составляет 97,7 %. Данный показатель позволил получить достоверную оценку образовательных результатов обучающихся:
обучающиеся 4-х классов выполнили задания по русскому языку, математике, окружающему миру. Успеваемость составила 95,96%, 96,94%, 100%, Качество знаний - 69,7%, 74,4%, 83,5% соответственно;
обучающиеся 5-х классов выполнили задания по русскому языку, математике, истории, биологии. Успеваемость - 85,74%, 90,11%, 87,78%, 86,81%, качество знаний - 47,25%, 56,04%, 45,56%, 49,45% соответственно;
обучающиеся 6-х классов выполнили задания по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, географии, истории. Успеваемость - 79,61%, 92,93%, 80%, 92,68%, 95,83%, 98,21%, качество знаний - 42,72%, 34,34%, 30%, 43,90%, 56,25%, 30,36% соответственно;
обучающиеся 7-х классов выполнили задания по русскому языку, математике, физики, истории, географии, английскому языку, обществознанию, биологии (по программе 8 класса). Успеваемость составила 84,26%, 87,5%, 90,48%, 91,09%, 88,24%, 80,61%, 78,35%, 93,2%, качество знаний - 35,19%, 35,58%, 36,19%, 29,70%, 13,73%, 28,57%, 19,59%, 41,75% соответственно;
обучающиеся 8-х классов выполнили задания по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, географии, обществознанию. Успеваемость - 84,62%, 97,37%; качество знаний - 69,23%, 50%, соответственно.
Важнейшим направлением в системе поддержки талантливых детей в районе является развитие движения предметных олимпиад, основным мероприятием которого продолжает оставаться всероссийская олимпиада школьников. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году проводится по 17 учебным предметам, в нем приняли участие 143 обучающихся 7-11 классов, выявил 47 победителей и призеров. Оргкомитет отмечает большую активность участия школьников в олимпиадах, многие из них принимали участие в 2-х и более олимпиадах
2021 год показал высокий уровень подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников и как результат- 11 обучающихся 9,11 классов стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
- по русскому языку (Перелева В., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1»; Яшина Е., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СОШ №2»; Лазарев А., ученик 11 класса МБОУ «Княгининская СОШ №2»).
- по обществознанию (Перелева В., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1»; Яшина Е., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СОШ №2»; Петрова А., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1».
- по экономике (Перелева В., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1»);
- по литературе (Швецова Е., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СОШ №2»);
- по математике (Перелева В., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1»).
- по истории (Перелева В., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СШ №1)»; Яшина Е., ученица 9 класса МБОУ «Княгининская СОШ №2»).
Дополнительное образование
Дополнительное образование — важная часть системы непрерывного образования, которая обеспечивает непрерывное и разноуровневое развитие личности, гарантирует дополнительные возможности для физического, интеллектуального и духовного развития, удовлетворения образовательных и творческих потребностей.
Основными направлениями развития дополнительного образования являются интеграция основного и дополнительного образования детей и обеспечение индивидуальных траекторий развития, поддержка талантливых, одаренных детей и детей, проявляющих способности в различных видах деятельности
В районе функционируют 1 организация дополнительного образования детей - МБУ ДО «Княгининский Дом детского творчества». Дополнительные общеразвивающие образовательные программы реализуются во всех обшеобразовательных организациях района.
В 39 кружках и спортивных секциях занимаются 951 обучающихся (335 обучающихся - на базе МБУ ДО «Княгининский Дом Детского творчества», 616 обучающихся - образовательных организаций), из них 26 детей с ограниченными возможностями здоровья, также дети-инвалиды осваивают дополнительные общеобразовательные программы с учетом их психофизического развития.
В системе дополнительного образования занято 45 педагогических работников.
С помощью навигатора дополнительного образования учреждения дополнительного образования получили возможность представлять свои программы, а родители могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений: социально – педагогическое - 147 обучающихся, социально – гумунитарное - 40, естественно-научное - 208, техническое - 43, туристско-краеведческое- 39 обучающихся. Самыми массовыми направлениями являются художественное – 385 обучающихся и физкультурно-спортивное- 303.
Согласно статистическим данным в процентном выражении количество обучающихся по направлениям распределилась следующим образом:
32% обучающихся занимаются (от общего числа детей занятых дополнительным образованием) в творческих объединениях художественной направленности;
26% обучающихся - в секциях физкультурно-спортивной направленности;
16% обучающихся - в творческих объединениях естественно-научной направленности.
26% обучающихся - по другим направленностям.
Существующие направления дополнительного образования делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку. Занятия разносторонне развивают познавательную, творческую активность детей.
В целях распространения лучшего педагогического опыта учителей, выявления и поддержки наиболее талантливых педагогов, общественного и профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики проводятся профессиональные конкурсы. В апреле 2021 года прошел районный конкурс «Учитель года- 2021», в котором победителем стала учитель музыки, руководитель творческого объединения «Озорные наигрыши» МБОУ «Княгининская СШ №1» Смирнова Татьяна Валерьевна.
Поддержка талантливых, одаренных детей осуществлялась через участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, мероприятиях районного, областного и всероссийского уровней. Ежегодно обучающиеся района принимают активное участие в следующих конкурсах: «Пейзажи родного края»; «Я рисую мир»; «Грани таланта»; «Сияние талантов» и др.. В конкурсах областного и всероссийского уровней приняли участие 125 обучающихся, из них стали победителем во всероссийском конкурсе стал 1 обучающийся, областных – 5.
В рамках Национального проекта «Образование» в районе запущена модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Доля детей муниципального района, охваченной системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, составляет 24 % (выдано 232 сертификата персонифицированного учета) и 683 обучающихся по охвату учета. С помощью навигатора дополнительного образования учреждения получили возможность представлять свои программы, а родители могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями.
Заключительные положения
Деятельность управления образования администрации Княгининского муниципального района и подведомственных образовательных организаций в отчетном году была направлена на обеспечение устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, обеспечение государственных гарантий доступности получения качественного образования на всех уровнях образования и реализацию государственной политики. В соответствии с приоритетами муниципальной политики, обозначенными в муниципальной программе Княгининского муниципального района «Развитие системы образования Княгининского муниципального района на 2020-2024 годы», определены приоритетные задачи на 2022 год.
Приоритетные задачи:
1. Дальнейшее обеспечение государственных гарантий доступности и равных для всех граждан возможностей получения качественного образования
2. Повышение профессиональной компетентности работников образовательных организаций района.
3. Развитие воспитательного потенциала муниципальной системы образования, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей
4. Совершенствование муниципальной системы оценки качества образования
5. Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся ценности к саморазвитию и самообразованию.
6. Обеспечение доступного и качественного дополнительного образования детей, соответствующего требованиям социально-экономического развития района.